+7(499) 653-97-91

Задать вопрос

Новинки клеточных технологий и их возможности в эстетической медицине. - Estet-Portal

Клеточные технологии смело можно назвать одним из самых важных направлений современной медицины. С помощью клеток можно восстанавливать поврежденные ткани, именно поэтому, эти технологии находят широкое применение в абсолютно разных областях медицины, в том числе, и в эстетике.

О самых важных новинках клеточных технологий и возможностях их применения в эстетической медицине специально для estet-portal.com рассказал кандидат биологических наук, руководитель отдела регенеративной медицины Института стволовых клеток человека (Москва) и разработчик медицинской технологии  SPRS-терапия® (официально разрешена к применению регуляторными органами РФ) и Паспорта кожи® Вадим Зорин. Эксклюзивное интервью читайте прямо сейчас.

Расскажите о возможностях применения клеточных технологий в современной медицине?

В настоящее время в международной медицинской практике официально разрешено применение гемопоэтических стволовых клеток костного мозга, периферической и пуповинной крови. Эти клетки широко используют для лечения онкогематологических заболеваний, заболеваний крови и иммунной системы. Для этих целей, в частности,  активно применяются гемопоэтические клетки костного мозга. По регистру костного мозга подбирают донора, у которого, после подписания им информированного согласия, проводят аспирацию красного костного мозга, после чего выполняют трансплантацию полученного клеточного аспирата пациенту с онкогематологической патологией. Кстати сказать, использовать этот метод можно с целью лечения порядка 85 различных гематологических заболеваний. На сегодняшний день в США также зарегистрирован препарат, в основе которого – гемопоэтические стволовые клетки пуповинной крови, и его там уже активно применяют.

Проводятся клинические исследования по использованию и таких стволовых клеток, как мезенхимальные стволовые клетки (МСК) для лечения целого ряда нозологий. Эти клетки, способные дифференцироваться в остео-, хондро-, адипо- и миогенном направлениях,  были открыты и описаны  в 1968 году в костном мозге российским ученым  А.Я. Фриденштейном и его коллегами. Сегодня же МСК получают практически из всех тканей организма человека. В настоящее время проводится более 200 клинических исследований для лечения заболеваний опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, нервной, урогенитальной и иммунной систем, диабета, заболеваний печени, легких, кожных ран различного генеза  и других. Но это пока только исследования, и если они завершатся положительно – тогда  препараты на основе этих клеток могут быть использованы в клинической практике. Следует отметить также препараты на основе аутологичных хондроцитов, которые в ряде стран, например, в Германии применяют для лечения суставов.

А как клеточные технологии применяются в современной эстетической медицине?

В эстетической медицине на сегодняшний день применяют несколько клеточных продуктов. Это стромально-васкулярная клеточная фракция, выделенная из жировой ткани, которую используют при липофилинге, а также при коррекции рубцовых и ишемических изменений кожи. Плазма, обогащенная тромбоцитами (PRP), которую к клеточным продуктам, конечно, можно отнести с некоторой натяжкой, поскольку тромбоциты  не являются клетками, но в PRP  содержится большое количество факторов роста и цитокинов, оказывающих, после их введения в ткани, стимулирующее влияние на целый ряд клеток: эндотелиальных, кератиноцитов, фибробластов. И  третий продукт – аутологичные (собственные) фибробласты кожи – получивший международное признание. В РФ этот продукт используют под брендом  SPRS-терапия®, в США - LAVIV® (azficel-T) компании Fibrocell Science.   

На сегодняшний день в России мы активно применяем SPRS-терапию®, в основе которой лежит использование аутологичных клеток кожи пациента - фибробластов.

SPRS-терапия® проводится с целью коррекции возрастных изменений кожи лица, шеи, зоны декольте и кистей рук. Кроме того, SPRS-терапия® может применяться и для коррекции рубцовых изменений кожи, и для восстановления кожи при ее истончении после пилингов и пластических операций. Мы имеем также положительный опыт применения SPRS-терапии® при лечении очагового псориаза. При этом, аутологичные фибробласты кожи можно  использовать не только для эстетической коррекции, но и для лечения ожоговых больных. Есть такое понятие, как дермальный эквивалент кожи, который представляет собой некий матрикс, например, на основе коллагена или PRF-мембраны, на который иммобилизуют аутофибробласты и затем используют для лечения кожных ран.

Интересно отметить, что сегодня несколько ведущих лабораторий из ряда стран работают над созданием трехмерных тканеинженерных конструктов (ТИК)  для реконструкции ушной раковины. С этой целью исследуются возможности применения аутологичных хондроцитов, выделенных из  биоптата носовой перегородки пациента или из постоперационных фрагментов ушного хряща. Также представляют интерес  МСК (аутологичные, выделенные из костного мозга или жира  пациента, и аллогенные, выделенные из пупочного канатика новорожденных), индуцированные в хондрогенном направлении. Показано, что эти клетки в составе ТИК, продуцируя специфический для хряща коллаген II типа и другие важные компоненты, способствуют образованию нового хряща.

Хотелось бы отметить еще препараты, основанные на применении аллогенных клеток кожи, которые успешно используются в США и странах Европы для восстановления целостности кожного покрова у ожоговых больных, а также при  хронических кожных ранах различной этиологии. Одним из самых успешных представителей этой группы является коммерческий продукт Apligraf® (Organogenesis, США), представляющий собой биодеградируемую матрицу на основе бычьего коллагена I типа с аллогенными неонатальными фибробластами и аллогенными кератиноцитами. Эффективность данного продукта показана в лечении трофических язв нижних конечностей – проведено уже более 250 тыс. клинических наблюдений.

Еще один успешный тканеинженерный продукт -  Dermograft® (более 50 тыс. наблюдений) компании Advanced Biohalin (США), в котором использованы фибробласты крайней плоти новорожденных, обладающие высоким пролиферативным потенциалом, на биодеградируемом сетчатом скаффолде из викрила.  Несмотря на то, что продукт является аллогенным и, следовательно, отторгается, результаты клинического применения свидетельствуют о его способности восстанавливать дерму и стимулировать миграцию кератиноцитов.

Важно ли проводить диагностику кожи перед применением клеточных технологий или других косметологических процедур?

Да, это очень важно.  В частности, нами разработана оригинальная технология, названная Паспорт кожи® -  диагностическая процедура для определения регенераторного потенциала кожи. На мой взгляд, без знания этих показателей кожи вообще нельзя проводить ни одну травмирующую косметологическую процедуру. К примеру, когда пациент идет на прием к врачу любой другой специальности, для назначения грамотного лечения ему обязательно необходимо сдать анализы. В клинической практике на сегодняшний день это норма, а в эстетической медицине, к сожалению, пока это не получило должного развития. Проведение данной процедуры позволило бы не только более эффективно использовать ту или иную косметологическую процедуру, но и  предотвратить  развитие побочных эффектов при проведении, например, той же СО2-лазерной шлифовки. В РФ сделать Паспорт кожи® можно в Институте стволовых клеток человека. Пациенты, которые проходят SPRS-терапию®, обязательно получают и Паспорт кожи®. Врач же, проводя как SPRS-терапию®, так и другие косметологические процедуры, обязательно ориентируется на показатели регенераторного потенциала кожи пациента, на основании которых  и составляет для него индивидуальную программу омоложения кожи. Это позволяет поддерживать кожу пациента неизменно в хорошем состоянии, избегая развития каких-либо осложнений.

В работе с пациентами, которые имеют низкий регенераторный потенциал, правильно начинать с проведения SPRS-терапии®, и только потом проводить другие косметологические процедуры.  

Я, честно сказать, в свое время и сам «попался на эту удочку»: самонадеянно, не учитывая показателей регенераторного потенциала кожи (а они у меня, мягко сказать, невысокие), использовал СО2-лазер и получил довольно серьезное осложнение, ассоциированное с дистрофией кожи лица. Но, к счастью, у нас есть SPRS-терапия®, с помощью которой я восполнил истощившуюся популяцию фибробластов своей кожи, тем самым восстановив ее структуру и функции.

18.04.2018